logo
Муниципальное бюджетное учреждение "Централизованная библиотечная система" городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Библиотека № 3

Часы работы


Пн. - Пт.
с 14:00 до 18:00
Сб. - Вс. - выходные
Адрес: 452620, ул. Кооперативная, дом 144.
тел. 8 (34767) 7-06-74, e-mail: mukcbs58-3@mail.ru

ЛЕТНЕЕ ЧТЕНИЕ Уважаемые родители! Данный пост написан для Вас…

30.07.2023

ЛЕТНЕЕ ЧТЕНИЕ
Уважаемые родители! Данный пост написан для Вас. Очень хочется, чтобы он был полезен и вы воспользовались данными рекомендациями.
Списки литературы, которые детям выдают в школе на лето, вызывают у родителей и детей много вопросов. Так как же превратить летнее чтение из рутины в удовольствие? Своими советами и рекомендациями поделятся педагоги, психологи, литературные издательства, родители и я из личного опыта.

1. ОТКУДА БЕРУТСЯ ” СПИСКИ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ЛЕТОМ” ?
Единого перечня литературы на лето, утвержденного Министерством просвещения, не существует. Есть примерные рекомендации, причем у каждого учителя свои. Летнее чтение – это в первую очередь про удовольствие, про свободу и немного – про «не забыть буквы».
Часто возникает путаница с классами. Если школьник окончил второй, то он уже не второклассник. Соответственно, список литературы на лето нужен для третьего класса.

2. ТАК ЛИ НЕОБХОДИМО ЧИТАТЬ ЛЕТОМ?
На чтение «толстых» книг, у ребят не всегда остается время — успеть бы учебник прочитать и домашнее задание сделать, а ещё надо с собакой погулять и с родителями пообщаться. Поэтому в летний период просто необходимо отвести время на отдых с книгой.
Чтение — необходимая часть жизни:
– КНИГА — ЛУЧШАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ СЕРЫХ КЛЕТОЧЕК . Нужно своими словами ребёнку объяснить, что в процессе чтения мозг активно трудится, обрабатывая большие объёмы информации, а значит, тренируется, становится выносливее и сильнее.
– ЧТЕНИЕ СПОСОБНО ОБЪЕДИНИТЬ СЕМЬЮ. Сделать чтение привлекательным для ребёнка можно только личным примером, разговорами в семье о том, что прочли в книгах.

3.БАЗОВЫЕ ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ ЛЕТОМ
Главное — ЧИТАТЬ ТЕ КНИГИ, КОТОРЫЕ НРАВЯТСЯ И ИНТЕРЕСНЫ САМОМУ РЕБЁНКУ (с учётом возрастных ограничений). Не заставляйте ребенка читать все по порядку — вместе обсудите список, выберите то, что ему наиболее интересно, с этого пусть и начинает.
СКОЛЬКО НУЖНО ЧИТАТЬ В ДЕНЬ. Если книга стандартного формата и без большого количества иллюстраций, то высчитать рекомендуемую норму легко. К классу, в который переходит ребенок, добавьте ноль. Первокласснику нужно читать по 10 страниц в день, а десятикласснику — по 100. Если ребенку сложно дается процесс чтения, лучше читать меньше, но чаще, по 5–10 минут несколько раз в день.
НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЧТЕНИЕ, КАК НАКАЗАНИЕ. Летние каникулы — это время отдыха и удовольствия. И чтение должно стать таким же удовольствием, а не скучной обязанностью. Постарайтесь создать вокруг этого процесса особую атмосферу, которая со временем может стать для ребенка праздничной, волшебной, желанной. Например, можно читать перед сном. Останавливайтесь на интересном моменте, чтобы ребенок ждал новой встречи с книгой или, возможно, даже взялся за неё сам.
ОЧЕНЬ ВАЖНО, ЧТОБЫ РЯДОМ С ЮНЫМ ЧИТАТЕЛЕМ БЫЛ МУДРЫЙ ВЗРОСЛЫЙ, потому что иногда жизненно необходимо обсудить прочитанное, персонажей, получить объяснение или совет.

4. ЧТО ЧИТАТЬ
Лето — пора путешествий, встреч с друзьями и неожиданных интересных знакомств. Поэтому, конечно, советую книги о детских странствиях и приключениях, о животных, о дружбе и любви, о подвигах, сказки. Для домашнего чтения я бы добавила игровую и ироничную поэзию, комиксы. Но читать нужно не только о солнечной стороне жизни.
Считаю, что классику читать нужно обязательно, хотя некоторые родители и учителя, свыклись с мыслью: «Неважно, что читают дети, важно, что читают». Я с этим не согласна.
К сожалению, в школьной программе очень мало зарубежной литературы и, на страницах этих книг ребята путешествуют по странам и континентам — это полезно в качестве страноведения, истории, языкознания.
Литература для «гуманитариев» и «технарей» конечно же отличается. «Гуманитарию» будет интересно все, от классики до современной литературы. Им важно, как написано произведение, творческая биография писателей. «Технарям» я бы посоветовала фантастику и увлекательные рассказы о применении науки в повседневной жизни.
Также рекомендуется со школьниками посещать спектакли по прочитанным произведениям. Ребятам очень нравится видеть на сцене знакомых персонажей и следить за сюжетными поворотами. Многие замечательные тексты экранизированы — если не успеваем читать, можно и посмотреть.

5. СТОИТ ЛИ ЧИТАТЬ УЧЕБНУЮ ЛИТЕРАТУРУ НА СЛЕДУЮЩИЙ ГОД?
Этот вопрос следует решать индивидуально. Если мы будем настаивать на чтении школьного списка, есть риск вообще отбить у детей желание читать.
Если же ознакомиться с программой по литературе на будущий год остро необходимо, можно предложить ребёнку сюжеты некоторых произведений в собственном изложении — это может зародить в нём интерес. Причина такого чтения проста: объём программных произведений велик — прочесть некоторые из них в течение учебного года, просто не удастся.

6. ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК – СТОИТ ЛИ ЕГО ВЕСТИ И КАК?
Вообще умение читать самостоятельно и фиксировать что-то важное для себя – хорошая штука, которая поможет ребенку в будущем, когда он будет учиться в вузе и дальше. Конечно, если рассматривать дневник только как ответы на скучные вопросы: “О чем повесть?”, “Какой характер у главного героя?”, ни один ребенок не захочет его заполнять. Тут нужен творческий подход. Например, мама может завести отдельный аккаунт в соцсетях, посвященный чтению ребенка. Фотографируйте книжки, подбирайте к ним вместе с ребенком какие-то коллажи из предметов, делайте инсталляции. Прочитал главу выпишите интересные мысли и цитаты, проиллюстрируйте ее какой-то сценкой, собрав цветы, веточки, ракушки. Или наоборот, если ребенок любит рисовать, берем бумажный альбом – и творим.

7. «ТАК И НЕ СМОГЛА ЗАСТАВИТЬ ЧЕТВЕРОКЛАССНИКА ЧИТАТЬ КНИГИ ИЗ СПИСКА ЛЕТНЕГО ЧТЕНИЯ. КАК ТОЛЬКО БЕРУ В РУКИ КНИЖКУ, ОН НАЧИНАЕТ ПЛАКАТЬ, А Я НЕРВНИЧАТЬ. ЧТО ДЕЛАТЬ?»
Подобные проблемы решаются в несколько этапов.
1. Проанализируйте, с чем может быть связано поведение ребенка. Одно дело, когда он просто сопротивляется чтению, потому что скучно или не хочется. Другое — острая и эмоциональная реакция. Необходимо понять, что ее вызывает: чтение, книги, любая нагрузка или отношения с мамой. Скорее всего, у проблемы есть какое-то прошлое.
2. Нужно в спокойное время поговорить с ребенком. Не когда уже пора читать, а, например, когда вы хорошо провели день вместе. Надо спросить ребенка, почему он так реагирует, что его пугает. Он может бояться, что мама будет ругаться, или что книга слишком сложная, или что ему придется самому читать, а он это плохо умеет делать.
3. Важно изменить условия, в которых это происходит. Пусть ему предлагает читать кто-то другой, или попробуйте поменять формат. Тогда, возможно, реакция будет спокойнее. Если ребенку слишком сложно читать самостоятельно, то надо подключиться старшим. Или наоборот: если раньше читала мама, то, возможно, теперь мальчик с большим удовольствием будет делать это сам.
4. Сейчас важнее не прочитать книги из заданного списка, а сохранить положительное или нейтральное отношение человека к чтению, а значит, хорошей тактикой будет отложить этот вопрос. Это нужно для того, чтобы прервать деструктивный цикл: мама достает книжку, ребенок плачет, мама настаивает.
5. В данном случае объяснять ребенку, зачем нужно читать, провальная тактика. Это, будет ассоциироваться с обязаловкой и порождает желание не слушать объяснения. Так что оптимальный вариант здесь —найти компромиссы (аудиокниги; родители могут помогать с чтением —пересказывая содержание, зачитывая фрагменты; тяга к чтению стимулируется поездками, путешествиями, походами в кино и музеи. Увидел, заинтересовался, прочитал). Главная цель сейчас — заинтересовать ребенка, создать положительный образ книги.
Но главное – помнить: летом ребенок должен прежде всего отдыхать. Гулять, бегать, прыгать.